Переживания ребенка или недостаток внимания могут проявиться в виде надоедливых вредных привычек. Они способны надолго поселиться в детской жизни, частично прячась в подсознании. Как найти причины и помочь чаду одолеть нежеланных гостей?
У детишек-дошколят привычками-рекордсменами считаются ковыряние в носу (90% детей) и грызение ногтей (65%). Более редкие — обсасывание пальцев, вырывание волос, потирание глаз, ритмичные покачивания из стороны в сторону, ковыряние в пупке, сосание языка, кусание щек и губ, прикосновения к интимным местам.
Навязчивые действия не такие уж и безобидные, кстати. Сосание пальцев, к примеру, деформирует прикус, обкусывание ногтей может привести к их врастанию или воспалению. А отправляя пальчики в нос, можно повредить сосуды или занести инфекцию.
Откуда пришли
Привычка, как привило, неосознанная. Повторяющееся действие — это лишь верхняя, видимая часть айсберга, скрытая — внутренняя дисгармония, которая часто появляется из-за неурядиц в семье.
Малыш нуждается в любви, заботе и положительных эмоциях. Если из-за ссоры родителей, их занятости или расставания с ними, всего этого становится меньше, то ребенок, чтобы как-то успокоиться и сгладить переживания, находит бессознательное успокоительное — некий повторяющийся ритуал. Смотрели мультик «Головоломка»? Так вот, там начался хаос, когда маленькая девочка перестала радоваться.
Если все быстро нормализуется, привычка тут же соберет вещички и покинет маленького хозяина. Но если ситуация затягивается, она может надолго «прописаться».
Для сравнения: у взрослых бывает нечто подобное при нервных напряжениях. Но для нас придумано множество антистрессов: жвачка для рук, игрушка-мнушка, магнитные шарики и даже успокаивающие раскраски. Действительно, с помощью навязчивых действий можно немного заглушить неприятные эмоции: неудовлетворенность, неуверенность, противоречивые чувства, страх, тревогу, стыд.
— Часто бывает так, что ребенок изобретает вредные привычки, совершая не вполне приемлемые поступки, для того, чтобы привлечь родительское внимание. Если это так, то малыш отчаялся сделать это позитивным способом, — уверена детский и семейный психолог Анна Бердникова. — Иногда, спросив молодую маму, жалующуюся на ребенка, можно услышать: «Да я с ним круглые сутки общаюсь!». Однако если попросить ее сделать хронометраж дня, то получается, что ежедневно львиная доля времени уходит на наведение порядка дома, приготовление пиши, глажку белья, просмотр интересующих передач… Все это важные и нужные занятия, но ребенку реально остается 15–20 минут перед сном, и то если не возникло других важных дел.
Как прогнать
Если действовать запретами, то можно лишь усугубить ситуацию. Психологи советуют действовать иначе:
- Пересмотреть стиль воспитания и общения с ребенком.
- Наладить мир и взаимопонимание в семье.
- Попытаться разобраться в причине появления привычки. Не обвиняйте, не наказывайте малыша, не показывайте своего негодования! Часто «фундамент» для повторяющихся действий закладывают именно родители. Если из-застраха чадо избавится от привычки, то, скорее всего, бонусом получит новую и глубокое потрясение.
- Не обсуждать вредные привычки часто. Так вы их подпитываете и утверждаете.
- Не заставлять обещать «больше так не делать». Действия бывают непроизвольными, их сложно контролировать. Из-за этого можно наградить ребенка еще и чувством вины.
- Постараться замещать навязчивые действия чем-то приятным. Можно установить качели или игрушку-качалку, устраивать спонтанные танцы или подвижные игры. Положительные эмоции и активные движения помогут разгрузить и успокоить нервную систему.
- Позволять выражать эмоции и даже учить этому — лучше в игровой форме.
- Мягко переключать ребенка, когда он занят навязчивым действием.
- Уменьшать причины нервного напряжения. К примеру, если ребенок боится темноты, купить ночник.
Как избежать
Самый лучший способ — хорошая «погода в доме». Если малыш хочет получить внимание, почему бы его не дать? Хотя бы ненадолго. Считайтесь с возможностями ребенка и не отчитывайте за неудачу. Лучше сказать: «в следующий раз все получится», чем стыдить и упрекать. Больше времени посвящайте веселым играм и развивающим занятиям. Старайтесь не допускать чрезмерных умственных и физических нагрузок чада.
Анна Бердникова, детский психолог, специалист по семейному консультированию, кандидат филологических наук, автор книги «Как справиться с капризами»:
— Придумайте условный сигнал, который будете подавать ребенку, заметив вредную привычку. Заранее договоритесь с чадом об этом. Знак может быть смешным или неожиданным, но важно, чтобы он был лишен неприятных смыслов.
Просигнализировав, важно убедиться, что ребенок понял и окончил вредное действие, а затем вместе порадоваться, что побеждаете привычку. Можно также сочинить сказку, например, что пупку, который ковыряют, совсем не нравится такое обращение. Детки все одушевляют, поэтому им будет просто принять такую стратегию.
воспитатель Аипова Н.Р. |