«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить
ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь
максимума эффекта».
Г. С. Альтшуллер
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи использования технологии ТРИЗ: развитие нестандартного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать причинно-следственные связи, видеть закономерности происходящих явлений и событий; формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи.
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:
- Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи). - - -
- Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой). –
- Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
- Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
- Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий(упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
- Неожиданные, смелые варианты решений
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
+ является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
+ позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
+стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
+развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
+помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, взглянуть на проблему под иным углом зрения
Мозговой штурм Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.)
Метод каталога Разработан в тридцатые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д
Метод фокальных объектов является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы
Метод системного анализа. Этот метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, и удобно функционирующих. Цель метода заключается в определении роли и места объектов и их взаимодействии;
Метод морфологического анализа. Метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Его суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта;
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода состоит в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей;
Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) — моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами(твердое — жидкое — газообразное);
Метод мышление по аналогии. Так как аналогия — это сходство предметов и явлений по каким-либо признакам и свойствам, необходимо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, сравнивать их и классифицировать;
Метод типовые приемы фантазирования (ТПФ). Для развития фантазии у детей используют помощь шести волшебников. Цель волшебников состоит в изменении свойств объекта. Приемы волшебства заключаются в увеличении-уменьшении, делении-объединении, преобразовании признаков времени, оживлении-окаменении, специализации-универсализации, наоборот.
Элементы технологии ТРИЗ включаются практически во все виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, изобразительную деятельность. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании дошкольника.
В своей работе я использую элементы технологии ТРИЗ, как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми, в решении нестандартных ситуаций, логических задач. Дети пытаются находить, казалось бы, несочетаемое при объяснении предметов (корова-трактор, заяц-самолёт).
Воспитатель Кочкурова К.Г. |