С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.
Мама может помочь малышу развить мелкую моторику, а значит, и поспособствовать развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме. Этому как нельзя лучше способствуют различные виды пальчиковых гимнастик, вырезывание, выкладывание узоров и букв из различных материалов (счетных палочек, крупы, семян фасоли, проволоки и т. д., игры с пластилином, бумагой.
Самая простая игра для малышей — «Ежик»
Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?» На последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-иголки.
Игра «Апельсин»
«Мы делили апельсин» (крутим кулачком).
«Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после — только один).
«Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).
«Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).
«Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).
Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки — естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.
Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.
Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра.
Рисуем манкой.
Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране». В помощь юному художнику можно дать кисточку, воронку из бумаги и ложку, чтобы пересыпать крупу. Дети постарше могут повторять узоры или даже буквы за мамой, а маленьким достаточно будет просто повозиться в крупе.
Лепка из соленого теста, она же «мукосолька», и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития пальчиков.
Соленое тесто малыш есть не станет, даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не оставлять. Мама может сделать тесто более жидким или более плотным — и в зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или меньше усилий при лепке из него. Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на руке ребенка и показывает правильное движение), делать лепешку, раскатывать колбаску, а затем все снова превращать в бесформенный комок.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия с дошкольниками эмоционально насыщенными.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок, но умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, всевозможные пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
воспитатель Заволокина Л.А. |