Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка, которое различно для разных звуков. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным. Причины такого дефекта могут быть самыми разными.
Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р». Ребенок подрастает, его язык становится более подвижен и гибок и учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. На слух у него лучше получается различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится чистой.
Но нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. Поэтому, уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношении.
Причины недостаточной подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными факторами:
врожденные аномалии языка и неба; приобретенные в результате травм и других причин расщелины между зубами и дефекты губ; нарушение прикуса; подъязычная уздечка слишком коротка. Также на развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни, перенесённые в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье) и подражание неправильно говорящему члену семьи (младшим братьям или сёстрам и др.). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая.
Отставание в речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками и могут развиться различные психологические комплексы.
Чтобы этого избежать, родителям нужно показать ребенка логопеду и быть готовыми к тому, что для исправления речи потребуется какое-то время и строгое и систематическое выполнение всех заданий и рекомендаций специалиста.
учитель-логопед Исайкина Л.Н.
|