I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Одежда. Обувь. Головные уборы» и др.
1.Подбирать существительные к прилагательным: упражнение «Подбери предмет к признаку»: Морозная - .., снежный - .., ледяная .., порывистый - .., теплые - ..,
2. Подбирать слова с противоположным значением: упражнение «Скажи наоборот»: Длинный - короткий, грязный - чистый, новый - старый, светлый - темный,
II. Совершенствовать навыки словообразования.
1. Образовывать существительные путем слияния двух основ: упражнение «Почему так называется?». Снегопад - снег падает, снегоход - .., ледокол - .., снегокат - …
2. Образовывать относительные прилагательные от существительных: упражнение «Из чего - какой?»:Туфли из кожи - кожаные туфли. Платье из шелка - шелковое платье.
3. Образовывать родственные слова: упражнение «Слова-родственники»: Снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка,…
III. Совершенствовать грамматический строй речи.
1. Согласовывать существительные с прилагательными в роде: упражнение «Какой? Какая? Какое?»: Зимний - холод, мороз, день. Зимняя - пора, погода, прогулка,
Зимнее - время, развлечение. Зимние - дни, метели, развлечения, прогулки, забавы…
2.Употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: упражнение «Один - много»: страна - стран, день - дней, снежинка - снежинок, стужа - стуж, шляпа - шляп, платье - платьев, пальто - пальто, ботинки - ботинок, сапоги - сапог.
3. Согласовывать существительные с числительными: упражнение «Давай посчитаем».
1 платье, 2 платья, .., 5 платьев, .., 10 платьев.
4. Образовывать и правильно употреблять простые причастия: упражнение «Назови, какой, какая?»: Шить - шитый, развязать - развязанный, вязать - вязанный, складывать - сложенный, вышивать - вышитый, носить - ношенный, стирать - стиранный.
IV. Совершенствовать слоговую структуру речи.
Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.
V. Развивать связную речь.
1. Составлять описательные рассказы по лексическим темам.
2. Составлять рассказ о зиме по плану:
- как ты заметил наступление зимы; - ее первые приметы в природе;- зимние месяцы; жизнь зверей и птиц зимой;- зимние забавы и развлечения.
3. Составлять сравнительные рассказы. Лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки.
4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.
VI. Обучение грамоте.
1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: упражнение «Назови по звукам».
Предлагается назвать по звукам простые слова без стечения согласных: рыба - р, ы, б, а.
2. Выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце).
3. Составлять предложения с заданным словом.
4. Составлять предложения по опорным словам: упражнение «Составь предложение»:
Снег, на, лежит, домов, крышах. У, теплая, куртка, Тани.
VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.
Учитель-логопед Исайкина Л.Н. |