Традиционная педагогика склоняется к теории, что учить читать нужно в то время, когда ребенок к этому созрел, т.е. в 5,5-7 лет. Современные стандарты в сфере образования в области чтения от будущего первоклассника требуют следующие умения и навыки: ребенок должен знать буквы и звуки, отличать гласные звуки от согласных; должен уметь подбирать несколько слов на заданную букву; должен уметь находить конкретную букву в начале или конце определенного слова; должен уметь разделять слово на слоги; должен уметь читать слова и простые предложения.
Традиционный фонетический метод обучения, основанный на изучении гласных и согласных звуков и последующем соединении их в слоги, подойдет для детей 5-6 лет. Важно помнить, что в этом возрасте ребенок может концентрировать внимание не более 20-25 минут за одно занятие. Если он устал, потерял интерес, делайте перерыв. Иначе, желание учиться у него может надолго пропасть и обучение не принесет пользы.
Обучение чтению включает в себя различные упражнения и игры на концентрацию внимания, тренировку памяти:
- упражнение на концентрацию внимания ребенка, которое к тому же позволяет развивать оба полушария головного мозга. Попросите ребенка одной рукой взяться за нос, а другой рукой скрестно взяться за ухо. Затем сделать хлопок и поменять положение рук.
- важно учить ребенка не буквам, а звукам, необходимо научить малыша сливать звуки. Кроме того, он должен знать графическое написание звуков. Не нужно за одно занятие давать ему для изучения сразу все буквы. Лучше делать это дозированно, по 3-5 букв за один раз.
- важно тренировать зрительную и слуховую память, чтобы ребенок быстрее запомнил произношение звуков и написание букв,. Слуховая память тренируется во время игр, когда ребенку говорится слово, и он должен «поймать» его хлопком, если в нем есть тот звук, который он изучает.
- игра в мяч. В нее можно играть, когда ребенок уже выучил звуки и теперь осваивает сложение их в слоги. Мама, бросая мячик ребенку, произносит два звука (например, «м», «а»). Ребенок, возвращая мяч назад, должен соединить эти звуки в слог (соответственно, «ма»). Времени на такую игру нужно отвести совсем немного, ребёнок за это время даже не успеет устать, но регулярные ежедневные игры дадут очень хороший результат. К тому же занятия с мячом помогут развить моторику рук.
- закрепление чтения слогов. Для этого подойдет игра под названием Магазин». Для игры понадобятся обычные домашние вещи, игрушки и прочее. Заготовьте карточки с написанными различными слогами. Ребенку нужно будет выбрать любой предмет и найти в своих карточках тот слог, который есть в названии этого предмета.
После того, как ребенок выучил слоги, звуки и буквы, следует переходить к чтению слов.
учитель-логопед Исайкина Л.Н. |